Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой, гуменники – хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но бог дал зайцу трусость, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страха метаться из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего?нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что?нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что?нибудь – опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Тема: Л. Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца»
Цель: Продолжить знакомство с творчеством Л.Толстого, познакомить с биографией Н. Рубцова, новыми произведениями.
Задачи:
Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения.
Развивать монологическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.
Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.
Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой»,выставка книг Толстого, Рубцова.
1. Организационный момент
Приветствие. Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
2. Актуализация знаний учащихся.
а) Литературная разминка.
Чтение детьми отрывков из сказок.
– Узнайте, из какой сказки герой?
“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.
“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.
“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”
– Кто главный герой сказок?
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)
2. Работа с текстом
Перед вами текст. Задание для вас будет следующее: вы читаете текст и делаете пометки на полях. Если это вам известно, то на полях ставите +, если не известно было - , а если какой-то материал вам очень понравился поставьте!
Что знали о зайцах?
Что вы не знали, но узнали из этого текста?
Какой материал вас особо заинтересовал?
Обобщение
3. Постановка целей урока.
– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же.
– Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.
Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете?
(Косточка, Вместе тесно, а врозь скучно…)
4. Изучение нового материала.
а) Подготовительная работа
О-ХОТ-НИ-КИ охотники
ПРО-КЛА-ДЫ-ВА-ЕТ прокладывает
ПРО-СЫ-ПА-ЮТ-СЯ просыпаются
ПРИ-ТА-ИВ-ШИСЬ притаившись
ПУ-ГА-ЮТ-СЯ пугаются
ПУ-ТА-ЮТ-СЯ путаются
МЕ-ТАТЬ-СЯ метаться
ПО-ВЕР-НЁТ-СЯ повернётся
б) Словарная работа. В тексте встретятся трудные слова.
– Что они обозначают
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
в) Первичное чтение учащимся.
– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.)
– С какой целью Л. Толстой написал рассказ? (Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы).
– Что нового узнали о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?
г) Повторное чтение учащимися
Виды зайцев | Чем кормятся | Кто их враги | Как спасаются |
гуменники |
Виды зайцев | Чем кормятся? | Кто их враги? | Как спасаются? |
Корою деревьев | Охотники, собаки, волки, лисицы | Путают следы |
|
Озимями и травой | Вороны, орлы | Путают следы |
|
Гуменники | Хлебными зёрнами | Люди, собаки | Путают следы |
Проверка заполненной таблицы
Что нового узнали из жизни зайцев?
Как вы думаете это рассказ художественный или научно-познавательный. Сначала дадим отличие этих видов.
Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.
-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
Сравнение. Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
д) Составление пословиц (в группах) .
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
– Проверьте, как вы составили пословицы.
Объясните смысл последней пословицы. (Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч.
е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.
Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой - отец ушёл на фронт и погиб в 1941. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Вологодской области, где он окончил семь классов школы.
С 1950 по 1952 будущий поэт учился в лесотехническом техникуме. Затем работал кочегаром, учился в горно-химическом техникуме, был разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.
С октября 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и рихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живёт поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.
В июле 1962 выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы». В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт. Погиб он случайно в семейной ссоре 19 января 1971.
– Сейчас мы познакомимся с его произведение “Про зайца”.
– Читает учитель.
– Ваши впечатления?
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины нарисовали в своём воображении?
ё) Повторное чтение стихотворения учащимся.
Вопросы по содержанию:
– К какому жанру относится произведение? Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.)
– Где встретились автор и заяц?
– Как повёл себя каждый из них? Зачитайте.
– О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте.
– Кто такой дедушка Мазай?
ж) Чтение стихотворения (в парах).
– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.)
– Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? (Зайцу одиноко, труслив зверь.)
– Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?
з) Выразительное чтение стихотворения.
– Конкурс чтецов.
5. Сравнение произведений.
Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.
– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих-е.)
– Что общего? (Тема: про зайца.)
– Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова?
– Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства?
– Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова?
– Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.
Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства.
– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература
6. Рефлексия:
– Что больше всего запомнилось на уроке?
– Что заинтересовало вас? Что затронуло?
– Как считаете, вы работали на уроке?
На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.
7. Домашнее задание: (по выбору)
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан
Класс: 2, УМК «Гармония».
Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Тема: «Л.Н. Толстой. Зайцы»
Цель : развитие читательских умений.
Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия :
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint , аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.
Ход урока
Организационный момент
— Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.
— А как вы это понимаете? Слайд 2
Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,
Какие еще умения понадобятся?
(умение работать в группе или в паре)
2 . Проверка домашнего задания :
— С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)
— Какое это произведение? Почему?
( художественное, вызывает чувства)
— Какие чувства будете передавать?
— Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)
— Какой критерий будем оценивать?
О ценить рассказывание по четырехбальной шкале.
(На доске выстраивается шкала для оценивания.)
— Какую задачу ставили?
— Какие умения понадобились?
3 . Методический прием «Корзина понятий».
Вы узнали кто это?
Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.
Составление «Кластера» :
Вывод :
Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были — былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине — художественный – вызывает чувства
Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.
4. Метод «Чтение с пометами».
Все ли знаете об этом писателе?
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.
V – уже знал
+ — узнал новое
?– хочу узнать
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.
а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
б) Проверка.
Что узнали нового?
Музей – усадьба Я́сная Поля́на — в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. (показать место на карте России).
Вывод : — Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.
5. Работа над новым материалом.
Методический прием «Предположение» .
— Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.
Тема: о животных.
— Что знаете об этих животных?
— Как бы Вы озаглавили?
— Определить жанр произведения.
Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7
Задание до чтения : (Слайд 8)
1. Определить жанр произведения, вид текста.
2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?
Мозговой штурм после слушания текста.
— Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.
— Что заинтересовало?
— А как о зайцах говорится?
— Определить вид текста. Докажите.
6. Лексическая работа .
— Значение каких слов не поняли? Слайд 9.
На гумнах * (с.48)
Гуменники
— Как понимаете выражения?
-Зачитат ь толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.
Какие умения понадобились?
Музыкальная физминутка.
7. Повторное аналитическое чтение по частям.
— Доказать, что в тексте содержатся научные факты.
Заполнение таблицы в парах.
Задание для работы в паре : заполнить таблицу.
Критерии – кратко сообщить факты.
Таблица 1
Чем кормятся | Кто их враги | Как спасаются | |
Чем кормятся | Кто их враги | Как спасаются | |
Корою деревьев | Охотники, собаки, волки, лисицы. | путают следы |
|
Озимями и травой | Вороны, орлы. | путают следы |
|
Гуменники | Хлебными зернами | Люди, собаки. | путают следы |
Проверка (оценка работы по выбранным критериям)
по образцу на экране. Слайд 10.
— Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)
— Какой литературный прием используетавтор в произведении? (описание ) Привести примеры. Слайд 11.
Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.
Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
Сравнение . Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.
Что означает, литературный приём — противопоставление ?Привести примеры.
— Задайте свои вопросы по тексту.
— Почему текст не заставил переживать?
Вывод : Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.
Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.
Что их объединяет? (тема одна – зайцы, а вид разный) Слайд 14.
— Какую задачу ставили? Справились? Докажите.
Какие умения понадобились?
Что хотелось бы сказать о произведении?
Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)
8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных
3. 3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Домашнее задание : чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 17.
Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимыми и травой, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Сказки Толстой Лев Николаевич
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Читательские умения Осознанность Правильность Беглость Выразительность
Лев Николаевич Толстой 1828-1910
Произведения Л.Н. Толстого О природе О людях, о детях вызывают чувства рассказы сказки басни О Родине художественные разножанровый? были?
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебную книжку «Азбука» для самых маленьких.
Музей - усадьба в Ясной Поляне
1. Определить жанр произведения, вид текста? 2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?
Озимями Гуменники На гумнах*
Критерии: правильность и краткость сообщения фактов Виды зайцев Чем кормятся? Кто их враги? Как спасаются? Лесные Корою деревьев Охотники, собаки, волки, лисицы Путают следы Полевые Озимями и травой Вороны, орлы Путают следы Гуменники Хлебными зёрнами Люди, собаки Путают следы
Литературные приёмы Сравнение Описание Противопоставление
Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.
Рассказы Л.Н.Толстого Художественные Научно-познавательные вызывает чувства сообщает факты Косточка Зайцы
1. Рассказ 2. Научно-познавательный, интересный 3. Сообщает, знакомит, учит 4. Научно-познавательный рассказ сообщает факты. 5. Интерес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века". Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учи...
Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...